Поделиться


Погода в Чкаловске

Мемориальный музей В.П. Чкалова




После гибели Валерия Павловича Чкалова при испытании истребителя И-180 15 декабря 1938 года, Совет Народных Комиссаров принял постановление "Об увековечении памяти В.П. Чкалова".

9 января 1939 года президиум Горьковского облисполкома и бюро Обкома ВКП(б) в развитие этого постановления вынесли решение об организации мемориального музея В.П. Чкалова на его родине.

В нем говориться: "В целях увековечения памяти великого летчика нашего времени, нашего земляка - Героя Советского Союза В.П. Чкалова, - в дополнение к мероприятиям, намеченным постановлением правительства по увековечению памяти В.П. Чкалова, - президиум Облисполкома и бюро Обкома ВКП(б) постановили:
1. В домике, где родился и рос В.П. Чкалов, организовать музей, в котором сосредоточить все документы и материалы, относящиеся к жизни и деятельности В.П. Чкалова".

Работы по подготовке дома Чкаловых к открытию в нем музея были поручены Горьковскому областному краеведческому музею (ныне историко-архитектурный музей-заповедник).
Началась работа по сбору материалов. Уже через год в музей поступило более тысячи предметов. Они были получены от жены Чкалова Ольги Эразмовны, от различных организаций и частных лиц.
В мае 1940 года директором музея был назначен Евгений Михайлович Боев.
7 июля 1940 года музей был открыт для посещения.



Мемориальный музей В.П. Чкалова

Мемориальный музей В.П.Чкалова – один из самых популярных музеев Поволжья – открыт 7 июля 1940 года в доме, где родился и рос В.П.Чкалов. Этот дом был построен в 1896 году отцом Валерия – Павлом Григорьевичем.

Основа экспозиции – фотографии, документы, личные вещи В.П.Чкалова, предметы быта его семьи – все то, что связано с жизнью и деятельностью Чкалова – человека и Чкалова – знаменитого летчика.

Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василеве, так раньше назывался город Чкаловск. После окончания Василевской пятиклассной школы поступил учиться в Череповецкое техническое училище, но из-за разрухи в стране училище закрылось. Валерию пришлось вернуться в родное село и идти работать. Сначала он работает на землечерпательной машине «Волжская-1» кочегаром, потом переходит на пароход «Баян». В августе 1919 года Чкалов вступил в ряды Красной Армии, связал свою жизнь с авиацией, где прославился как искусный летчик-истребитель, выполняя сложные задания.

С 1930 года Чкалов – летчик-испытатель. Испытывая новые машины, он неоднократно проявлял героизм и находчивость. В мае 1935 года В.П.Чкалов был награжден орденом Ленина «…за исключительную смелость и мужество, проявленные при испытании истребителей И-15, И-16».

20-21 июля 1936г. экипаж в составе В.П.Чкалова, Г.Ф. Байдукова и А.В.Белякова совершает беспосадочный перелет по маршруту Москва – остров Удд (ныне о.Чкалова) в Охотском море. За этот перелет весь экипаж был удостоен высокого звания Героев Советского Союза, все трое были награждены Орденами Ленина.

18-20 июня 1937 года Валерий Павлович с экипажем того же состава совершили перелет из Москвы через Северный полюс в Америку. Перелет длился 63 часа16 мин. За этот перелет экипаж наградили орденами Красного Знамени.

В декабре 1937 года В.П.Чкалов был избран депутатом Верховного Совета СССР первого созыва.
15 декабря 1938 года Валерий Павлович Чкалов погиб при испытании нового самолета – истребителя И-180.

Павильон-ангар, вновь построенный в 2004 году, знакомит посетителей с техникой 30-х годов. Центральное место в ангаре отведено знаменитому АНТ-25 – участнику героических перелетов 1936-1937г.г., вошедших в историю авиации всего мира(23 ноября 2005 года присвоен статус «памятника науки и техники I ранга). Истребители И-16 и И-17 (ЦКБ-15) напомнят посетителям о сложной, рискованной работе В.П.Чкалова летчиком – испытателем. Самолет И-16, доведенный Чкаловым В.П. до совершенства, был лучшим истребителем 30-х годов, принял на себя удары фашистских стервятников в первые годы Великой Отечественной войны. Экспериментальный истребитель И-17 серийно не выпускался, но его экспонировали в 1936 году на Всемирной авиационной выставке в Париже.

 

Реактивный истребитель МИГ-15(бис) представлен как воплощение мечты В.П.Чкалова о самолете с большими скоростями.

Здесь же, в ангаре, стоит личный самолет В.П.Чкалова ПО-2 (У-2), подарок Советского правительства за первый беспосадочный перелет. Такие самолеты в годы Великой Отечественной войны использовались как легкие ночные бомбардировщики.

В ангаре находится еще один подарок В.П.Чкалову от Советского правительства. Это – автомобиль «Паккард». Такие машины получили все участники перелета из Москвы через Северный полюс в США.

Большинство посетителей покидает музей В.П.Чкалова с новым для себя открытием этого легендарного летчика и замечательного человека В.П.Чкалова.

Контакты

Экспозиция мемориального музея

Павильон-ангар

Памятные даты музея

Услуги и цены

Наши гости

Карта проезда